Право
природопользования.
Понятие
и виды права природопользования.
Право
природопользования может рассматриваться в различных
аспектах. В объективном смысле право природопользования представляет
собой
совокупность правовых норм, регулирующих деятельность физических и
юридических
лиц по использованию природных объектов для удовлетворения текущих и
перспективных экономических, экологических и иных потребностей граждан,
организаций, общества и государства. В субъективном смысле право
природопользования - это мера возможного поведения субъектов
природопользования
при осуществлении указанной выше деятельности.
В
юридическом смысле "природопользование" –
понятие собирательное, объединяющее его различные формы, виды и подвиды.
В
зависимости от вида используемого природного объекта
выделяют:
·
право землепользования,
·
право водопользования,
·
право недропользования,
·
право лесопользования,
·
право пользования животным миром,
·
право пользования атмосферным воздухом,
·
комплексное природопользование, т.е. пользование
несколькими природными объектами.
Каждый
из указанных выше видов природопользования можно
подразделить на подвиды в зависимости от цели использования. Так, земля
может
использоваться для нужд сельского хозяйства, лесного хозяйства.
промышленности,
энергетики и т.д.; леса – для заготовки древесины, живицы,
второстепенных
лесных ресурсов, для ведения охотничьего хозяйства, для оздоровительных,
научных и иных целей; недра – в целях геологического изучения, разведки и
добычи полезных ископаемых, размещения подземных объектов, захоронения
отходов;
животный мир – для охоты, рыболовства и т.д. Цели использования
природных
объектов определены природоресурсным законодательством.
В
зависимости от юридического титула, на котором основано
право природопользования, выделяют:
·непосредственное
природопользование, осуществляемое
собственниками природных объектов,
·
производное природопользование, осуществляемое на основе
иного вещного или обязательственного права.
В
зависимости от срока пользования различают:
·
бессрочное,
·
долгосрочное,
·
краткосрочное.
В
зависимости от способа использования различают право
природопользования, осуществляемое:
· с
изъятием природного ресурса,
· без
изъятия природного ресурса из природной среды.
В
зависимости от субъекта, объекта и цели
природопользования (комплексный критерий) выделяют природопользование:
·
общее – осуществляется гражданами в силу принадлежащих им
естественных прав для удовлетворения своих личных потребностей,
например,
пользование атмосферным воздухом, водными объектами для удовлетворения
питьевых, бытовых и рекреационных нужд, сбор в лесах грибов, ягод,
других
общедоступных лесных ресурсов и т. п. Реализация права общего
природопользования не нуждается в каком-либо юридическом оформлении;
·
специальное – осуществляется гражданами и юридическими
лицами, как правило, для предпринимательских целей, нуждается в
получении
особого разрешения от государственных органов, оформлении иных
правоустанавливающих документов.
В
последующих вопросах будет рассматриваться именно специальное
природопользование.
Права
и обязанности природопользователей
Объем
и состав прав и обязанностей природопользователей
обусловлен видом природного объекта, предоставленного в пользование,
целями
использования, статусом субъектов природопользования. Вместе с тем все
природопользователи имеют право:
-
осуществлять пользование природным объектом в пределах
установленных законодательством, лицензией и договором;
-
получать информацию о состоянии природного объекта,
предоставленного в пользование.
Общими
обязанностями природопользователей являются:
-
осуществлять использование природными объектами
рационально, в соответствии с их целевым назначением, способами, не
наносящими
вреда окружающей природной среде и здоровью человека;
-
осуществлять природоохранные мероприятия, предусмотренные
законодательством и договором;
-
своевременно и правильно вносит платежи за пользование
природными ресурсами и загрязнение окружающей природной среды;
-
обеспечивать соблюдение экологических нормативов;
-
предоставлять специальным государственным органам
информацию о состоянии природного объекта в порядке, установленном
законодательством;